Кровельные и гидроизоляционные мастики и праймеры: как выбрать?
За последние несколько лет на рынке материалов, в частности мастики для кровли и гидроизоляции, появилось много новых «производителей» и различных торговых марок.
При этом на битумную мастику цены разнятся от 250руб за ведро 15л и до 2000рублей!
Откуда берется такая разница? Как не переплатить при покупке битумной или битумно-полимерной мастики?
И как избежать двойных затрат памятуя поговорку «скупой платит дважды»?
Попробуем ответить на эти вопросы просто и доходчиво, чтобы ваш выбор битумной, битумно-полимерной мастики или битумного праймера был оптимальным как с позиции цены,
так и с позиции качества.
Для начала разделим битумную мастику на несколько групп:
- по назначению
1. Мастика для кровли
2. Мастика для гидроизоляции
3. Праймер
В каждой из этих групп можно выделить две группы :
- по составу
1. Битумные мастики или битумный праймер
2. Битумно-полимерные мастики или битумно-полимерный праймер
3. Битумные мастики и праймер на водной основе
Так же следует разделить мастику по принципу применения:
1. Холодная битумная мастика или праймер, готовые к применению
2. Горячая битумная мастика, требующая разогрева
Так и будем рассматривать все эти группы мастики и праймера в той последовательности, в которой мы их разместили выше.
Итак, что такое мастика?
Битумная или битумно-полимерная мастика – это состав на основе битума, в который вводятся минеральные или иные наполнители, адгезионные добавки, полимеры,
а в случае холодных битумных мастик или праймера – растворитель.
Что отличает кровельную мастику от гидроизоляционной мастики? Давайте разберемся.
Гидроизоляционная битумная мастика наносится на изолируемую поверхность , которая в дальнейшем не будет контактировать с окружающей средой непосредственно: с солнцем,
значительным перепадом температур, осадками и тд. При этом, в случае гидроизоляции мастикой фундаментов или каких-то гидротехнических сооружений, такая мастика контактирует с грунтом и подвергается соответствующему воздействию микроорганизмов, почвы.
Поэтому к гидроизоляционной мастике предъявляются высокие требования по биостойкости, кислото- и щелочестойкости, высокой адгезии к типам изолируемых поверхностей.
Требования же к гидроизоляционной мастике по устойчивости к ультрафиолету и высоким температурам не столь важны.
Кровельная битумная или битумно-полимерная мастика отличается от гидроизоляционной как раз тем, что в дополнение ко всем свойствам гидроизоляционной мастики,
требуется устойчивость к солнечному воздействию и более высокая теплостойкость. Это , как вы понимаете, связано с нанесением и дальнейшей эксплуатацией кровельного мастичного покрытия
в контакте со всеми климатическими факторами и значительно более жесткие условия их воздействия.
Если вы используете гидроизоляционную мастику для кровли, то сильно рискуете получить не надежное и не долговечное покрытие. К тому же гидроизоляционная мастика на кровле
скорее всего «потечет» из-за недостаточной теплостойкости.
Вывод: кровельную битумную мастику допускается применять для гидроизоляции, но гидроизоляционную битумную мастику применять на кровле не допускается!
Что такое битумный праймер? Для чего он нужен и чем отличается от мастики?
Как вы наверное уже догадались по своему былому опыту в малярных работах ( а такой опыт есть у многих), праймер (или грунтовка) нужен чтобы подготовить поверхность для
последующего нанесения основного покрытия – кровельной или гидроизоляционной мастики. Праймер представляет собой состав, схожий с мастикой, но со значительно большим содержанием
растворителя и адгезионных добавок. Нанесение праймера решает две важные задачи – связывание остаточной пыли на поверхности и обеспечение высокой.
Надежной адгезии битумной мастики при последующей гидроизоляции или устройстве рулонной наплавляемой кровли.
Как правило, качественный битумный праймер универсален и совместим для всех типов применяемой мастики или наплавляемых битумных материалов.
Однако, для грунтования металлических поверхностей требуется специальный битумный быстросохнущий праймер, который имеет в своем составе добавки именно для хорошей адгезии
с металлом и специальный растворитель быстрого высыхания.
Как раз мы подошли ко второму разделению битумных мастик и праймеров – по составу.
Мы разделили их на битумные и битумно-полимерные. Битумно-полимерные кровельные и гидроизоляционные мастики содержат в своем составе полимеры, а просто битумные – нет. То же относится
к праймеру.
Для чего нужен полимер? Полимер добавляют в состав мастики чтобы увеличить срок службы, повысить устойчивость к агрессивным факторам, улучшить адгезию к изолируемой поверхности.
На практике. Разные производители могут использовать разные типы полимеров: дивинилстирол (СБС), полипропилены (АПП и ИПП), латексы, полиизобутил и другие. Наилучшим образом себя
показывают такие полимеры, как СБС и АПП. Мастика с этими полимерами отличается высокой долговечностью , а с СБС – отличной адгезией практически ко всем типам оснований.
Другие типы полимеров , как правило, существенно дороже, но не дают выигрыша в долговечности и надежности.
На рынке битумных мастик получили распространение так называемые битумно-резиновые мастики. В состав такой кровельной или гидроизоляционной мастики вводят резиновую крошку – продукт
переработки резины покрышек и т.п. Такая мастика выглядит густой, тягучей, как битумно-полимерная. Однако резино-битумная мастика не является битумно-полимерной и не обладает важнейшим
свойством битумно-полимерных мастик – высокой адгезией и долговечностью.
Теперь о принципе применения, что практически означает «о растворителях».
Есть битумные и битумно-полимерные холодные мастики на летучих растворителях и есть на водной основе.
Холодные Битумные мастики на водной основе практически не пахнут, хорошо наносятся, могут содержать в своем составе полимеры.
Главное НО – битумные мастики на водной основе НЕЛЬЗЯ использовать при температуре ниже +15С!! Ниже этой температуры резко падают адгезионные свойства и время высыхания.
При этом учитывайте, что температуру надо смотреть НОЧНУЮ, а не дневную. Кроме того, битумные мастики на водной основе боятся замерзания , а это значит, что покупать такую мастику
в осенне-зимний период и в начале весны крайне рискованно!
Наиболее распространены на рынке России битумные и битумно-полимерные холодные мастики и праймеры на основе летучих нефтяных растворителей.
Такие холодные мастики отличаются отличной адгезией, приемлемым временем высыхания. Качественные Холодные мастики на летучих растворителях можно применять при температурах
не ниже +5С (смотреть ночные температуры).
Недостатком мастик на растворителях является запах, пожароопасность и ограничения в проведении работ в закрытых помещениях, необходимость средств индивидуальной защиты при выполнении работ.
Для качественных битумных мастик и праймера используется авиационный керосин (ТС), толуол, уайт-спирит, нефрас. Запомните: качественная мастика не производится на бензине, печном
топливе или дизельном топливе (соляре)!! Если купленная вами мастика и праймер пахнут солярой – ни в коем случае не используйте такой продукт!!
Кроме битумных мастик холодного применения есть битумные кровельные и гидроизоляционные мастики горячего применения.
Такая мастика имеет твердую или очень густую консистенцию при обычной температуре до +40…+60С. Для применения горячую мастику надо разогреть до вязко-текучего состояния ( до температуры 150….180С). Это главный минус такой мастики. А что же плюс, спросите вы? Плюс в том, что битумную мастику горячего применения можно использовать практически круглогодично. Так же есть, например, технологии изоляции магистральных трубопроводов, которые предполагают нанесение гидроизоляционной горячей битумно-полимерной мастики с использованием специальных машин. Еще один плюс – мастика горячего применения обычно дешевле, чем холодная, так как в ее составе нет дорогостоящих растворителей.
Теперь Вы знаете о битумных мастиках все необходимое. Осталось разобраться с ценой.
Посчитаем.
В составе качественной битумной мастики содержится битум, наполнитель, адгезионная добавка, растворитель. Если убрать растворитель – остается остаток , который должен быть не менее 50% по весу. Причем в составе остатка битум должен быть не менее 80%. Это значит, что в стандартном ведре 20-21л должно быть примерно 17-18 кг мастики. Если вес больше – значит мало растворителя и вы потратитесь на растворитель. Если вес меньше – значит, скорее всего, использован дешевый некачественный растворитель или мало битума, или и то и другое. Возьмем «за основу» вес 17 кг и получим следующий состав мастики:
- битум строительный или кровельный – они обладают достаточной теплостойкостью – примерно 8,9кг – цена примерно 12 руб/кг = 107 руб
- наполнитель 1,5кг – цена примерно 2 руб/кг = 3 руб
- добавки до 0,1 кг – цена в среднем 60 руб/кг = 6 руб
- растворитель 6,5 кг. – цена в среднем 40 руб/кг = 260 руб
Ведро и маркировка – 160 рублей
ИТОГО стоимость только сырья 536 рублей. Плюс затраты на производство и логистику. Вот мы и получаем нормальную цену самой недорогой качественной мастики около 900 руб/ведро. Вы спросите: а что же нам предлагают по 250-400 рублей за ведро? Ответ просится в рифму: го….но! Ну, а если ответить содержательно, то вам предлагают, скорее всего, состав, в котором может битума, и всего остального просто нет. Или использован не подходящий дорожный битум, много наполнителя – для веса- и дешевое печное топливо. Как сделать дешевое го…но способов много, как и умельцев. Производить же качественную кровельную и гидроизоляционную битумную мастику, нужны знания, оборудование, лаборатория, умения, качественное сырье. А это, как вы знаете, стоить дешево не может.
Делайте правильный выбор! Удачи всем, кто терпеливо прочитал данную статью до конца!
ГК «Эверест»
Обратно к списку статей.
|